Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • Калининград, ул. Нефтяная, 2
  • (4012) 21-74-69
  • maouddtrodnik@eduklgd.ru

Родителям

Образовательно-оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

Основными участниками нашей лагерной смены были учащиеся и педагогический коллектив школы. Возраст детей от 7 до 14 лет. Продолжительность смены - 18 дней. Комплектование отрядов осуществлялось с учетом возраста и интересов детей.

В настоящей статье мы представляем результаты методического осмысления итогов лета 2011 года. Программа того года была названа «Космоград» в честь 50-летия первого полета человека в космос. В этом году мы задаем несколько иную содержательную стратегию, в которой однако сохраняются основные принципы и подходы, практикуемые нами в течение вот уже более 10 лет.

Одним из приоритетных педагогических акцентов этого лета мы сделали методическую установку на выявление и реализацию воспитательного потенциала игры. Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей объясняется обстоятельствами, зафиксированными нами в ходе комплексно-целевого диагностического анализа существующей педагогической ситуации:

•   повышение спроса родителей и детей на разумно педагогически организованный отдых и оздоровление школьников;

•   необходимость более полного использования творческого потенциала подростков и педагогов в совместной коммуникативно-образовательной деятельности;

•   необходимость модернизации старых форм работы и введением новых.

К созданию программы деятельности летнего образовательно-оздоровительного лагеря с дневным пребыванием мы привлекли творчески работающих учителей школы, фельдшера школы, а также наших партнеров - учреждения микросоциальной среды района.

Летний пришкольный лагерь, по нашему замыслу, представляет собой, с одной стороны, форму организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространство для оздоровления, социального, технического и творческого развития ребенка.

В центре воспитательной работы - ребенок с его более или менее выраженным стремлением к самореализации. Пребывание в лагере для каждого ребенка, по нашему замыслу, должно стать временем для активного получения новых знаний, приобретения социально-коммуникативных навыков, относительно нового жизненного опыта. Все это возможно сделать только благодаря продуманно организованной системе планирования лагерной смены. При этом детям должна быть предоставлена определенная свобода в выборе содержания их отдыха. Метод коллективного планирования работы, как мы предположили, даст детям возможность вносить свои предложения, аргументировать, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.

  Основная цель и задачи программы

Цель:создать благоприятные условия для укрепления здоровья учащихся и проведения их досуга во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи:

1.  Сконцентрировать работу на развитие личности учащихся через сочетание воспитания с оздоровительным отдыхом.

2.  Обеспечить комфортные психолого-педагогические условия для развития творческих способностей, формировать интерес к коллективной социально значимой деятельности, развивать навыки конструктивного взаимодействия.

3.  Укреплять навыки социально ориентированного поведения подростков на основе сознательного усвоения учащимися гуманистических нравственных ценностей.

4.  Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.

Основные формы реализации программы, их связь с осваиваемым содержанием

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков «КосмоГрад» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовному и физическому саморазвитию, обеспечивающая возможность для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни. В основе реализации программы - разнообразные формы и методы, обусловленные осваиваемым новым смысловым содержанием игровой коммуникативно-образовательной деятельности педагогов и обучающихся.

II. Содержательное наполнение программы, ее основной игривой мифологический сюжет и общая логика реализации

Все участники смены, в соответствии с заданной игровой мифологической идеей, попадают в город космических технологий - «КосмоГрад».

В первый день проводятся испытательно-ознакомительные конкурсы, которые позволят сформировать отряды юных космонавтов. С этого дня начинаются соревнования между отрядами: увлекательная творческая и техническая деятельность, предметно-тематические конкурсные программы, спортивные соревнования и испытания. Результатом станет получение одним из отрядов звания «Будущий космонавт» и вручение большого торта в виде космического корабля.

В социально-игровых представлениях подростков должна созреть мысль о том, что город «КосмоГрад» - это почти что настоящая база для начальной подготовки юных космонавтов. В городе, например, есть Стартовая площадка - это главная площадь, где проходят ежедневные линейки, осуществляется подведение итогов дня и награждение лучших отрядов и ребят. Имеется Театральная и Олимпийская площади, со своими специфическими социально-развивающими функциями.

Улицы «КосмоГрада»:

•   Техническая - работа совместно с авиамодельным клубом «Взлет».

•   Гайдаровская - Библиотека имени А. Гайдара.

•   Континентальная - страна «Континенталия» (ТРЦ «Континент»).

•   Планетарная - Планетарий СГГА.

•   Звездная - по итогам дня ребятами выбирается самый отличившийся в конкурсах и соревнования участник смены и «Звезда» с его именем крепится на Звездную стену.

•   Иллюминаторная - кинозал школы.

•   1-й и 2-й Лабораторные переулки - кружки технического творчества и программирования.

Какова может быть информационно-образовательная составляющая данной смены? В поиске ответа на вопрос - обратимся к нашему практическому опыту. Во время смены ребята шаг за шагом узнают о строении Солнечной системы. Для этого вся смена была разбита нами на периоды по 1-2 дня. Названия этих периодов - это Солнце и планеты Солнечной системы. Для введения ребят в тематику смены в начале каждого дня на улице Иллюминаторной показывают короткометражный фильм о соответствующей планете (коллекция Discovery). Приобретенная информация в содержательном ключе обязательно отражается в тематике предстоящих мероприятий. Эмблему с изображением планеты, осваиваемое в одно-двухдневный периода смены, в конце каждого дня ребенок наклеивает на Экран космического настроения.

Тематика всех проводимых мероприятий должна быть насыщена знаниями о космическом пространстве, событиями советской и российской космонавтики, историческими фактами освоения космоса, знакомством с космонавтами и астронавтами.

Каждый отряд юных космонавтов оформляет свой отрядный уголок: название отряда, девиз, список отряда, маршрутные показатели в соревнованиях и конкурсах. Отряд выбирает себе командира экипажа, вахтовых - дежурных на каждый день, тем самым формируются органы самоуправления.

В течение смены проводится конкурс зарядок. Дети совместно с руководителем физвоспитания разрабатывают комплекс упражнений и проводят утреннюю зарядку. В конце смены определяются победители конкурса «Лучшая зарядка» и награждаются лучшие участники.

Дополнительное образование представлено «Школой дополнительного образования», в сокращенном варианте - «Школа ДОбра». В начале смены проходит презентация кружков и секций через этапную игру. По завершению смены ребята представляют выставку-презентацию своих работ. Лучшие награждаются.

 Законы КосмоГрада

•      Жителем КосмоГрада - членом отряда юных космонавтов - может быть любой человек с 6 до 14 лет, признающий и соблюдающий его законы.

•      Житель города должен поражать себя и других собственным талантом, выдумкой, фантазией, энтузиазмом.

•      Житель города не должен поражать себя и других злостью, жадностью, излишней прожорливостью и прочими пороками.

•      Житель КосмоГрада должен обладать умеренной задиристостью, не распространяющейся на представителей администрации города.

•      Житель города должен соблюдать чистоту, любить свой город.

Знаки отличия - разноцветные галстуки:

•   красный галстук - командир экипажа;

•   синий галстук - вахтенный, дежурный по отряду;

•   желтый галстук - почетный член отряда юных космонавтов.

Если ребенок несколько раз становится почетным юным космонавтом, то ему на галстук крепятся значки с изображением планет Солнечной системы.

 Организационно-педагогические составляющие в жизнедеятельности лагеря:

•   укомплектование штата лагеря кадрами;

•   участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;

•   совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;

•   проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;

•   проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».

Оздоровительная работа

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

•   ежедневный осмотр детей медицинским работником;

•   фиточай;

•   утренняя гимнастика «Утро космонавта»;

•   принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

•   организация пешеходных экскурсий;

•   организация здорового питания детей;

•   организация спортивно-массовых мероприятий;

•   соревнования по легкой атлетике;

•   спортивные эстафеты «КосмоСтар»;

•   подвижные спортивные игры;

•   кружки «Спортивный», «Футбол», «Теннис».

 Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для достижения более высокого воспитательного эффекта в части задач развития коммуникативных навыков и способностей с детьми проводятся:

•   огонек «Расскажи мне о себе»;

•   коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком», «Назовись»;

•   игры на выявление лидеров «Веревочный курс», «Карабас»;

•   игры на сплочение коллектива «Зоопарк -1», «Заколдованный замок», «Шишки, желуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!».

 Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктаж для детей:

•   «Правила пожарной безопасности»,

•   «Правила поведения детей при прогулках и походах»,

•   «Правила при поездках в автотранспорте»,

•   «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».

Беседы, проведенные медицинским работником:

•   «Как ухаживать за зубами?»,

•   «Путешествие в страну Витаминию»,

•   «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»,

•   «Как беречь глаза?».

Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре».

Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением инспектора по делам несовершеннолетних.

Профилактическая беседа о вреде наркотиков.

Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности:

•   «Один дома»,

•   «Безопасность в городской квартире»,

•   «Правила поведения с незнакомыми людьми»,

•   «Правила поведения и безопасности человека на воде»,

•   «Меры доврачебной помощи».

 Охрана жизни и здоровья детей

Начальник лагеря, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель по спортивно-оздоровительной работе несут ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере.

Педагогические сотрудники, работающие в лагере, и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план воспитательной работы, технику безопасности и правила пожарной безопасности.

Начальник лагеря проводит инструктаж по технике безопасности для сотрудников, а воспитатели - для детей под личную подпись инструктируемых.

В лагере действует план эвакуации на случай пожара или чрезвычайных ситуаций.

Организация питания осуществляется на основе примерных норм питания. За качество питания несет ответственность бракеражная комиссия, утвержденная директором учреждения на время работы лагеря.

Организация походов и экскурсий производится на основании соответствующих инструкций директора образовательного учреждения.

 Работа по развитию творческих способностей детей:

•   оформление отрядных уголков, стенных газет «Космос - наше будущее»;

•   ярмарка идей и предложений;

•   конкурсы рисунков на асфальте: «Миру - мир!», «Ты, я и Вселенная», «Волшебные мелки»;

•   коллективно-творческие дела: «Ключи от КосмоГрада», «Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свиданья, КосмоГрад!»;

•   кружок «Космические ритмы» - занятие хореографией (М. Н. Шабанова);

•   кружок «Голоса Вселенной» (Е. Г. Погожих);

•   кружок «Матрица» (Л. С. Череднякова);

•   мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины и т. п.;

•   итоговая выставка поделок, рисунков.

Работа по нравственно-патриотическому развитию детей:

•   экскурсия «Новосибирск космический»;

•   беседа «Символика Российской Федерации»;

•   дискуссия «Природа моего края»;

•   беседа «Поговорим о матушке-природе»;

•   конкурс рисунков - «Моя малая родина»;

•   экскурсия на монумент Славы.

 Работа по привитию навыков самоуправления:

•   выявление лидеров, генераторов идей;

•   распределение обязанностей в отряде;

•   закрепление ответственных по различным видам поручений;

•   дежурство по столовой, игровым комнатам;

•   коллективное планирование и коллективный анализ дел.

Кадровое обеспечение:

•   педагоги-организаторы;

•   начальник оздоровительного лагеря;

•   музыкальный руководитель;

•   медицинский работник;

•   обслуживающий персонал;

•   органы самоуправления.

Финансирование

Финансирование лагеря производится за счет средств учредителя, фонда социального страхования, родителей и спонсоров.

Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря:

·            общее оздоровление детей;

·       укрепление здоровья детей:

·      наполнение жизни детей интересными, значимыми для них и эмоционально-насыщенными социокультурными событиями;

·           укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

·           развитие творческих способностей, инициативы и активности ребенка;

·         привитие навыков самообслуживания;

·       развитие чувства сопричастности к истории и судьбе Родины, родного края;

·       уважение к родной природе.

 III. Организация системы взаимодействия летнего пришкольного образовательно-оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей с институализированным социумом

Тесное взаимодействие с социальными партнерами - чрезвычайно важное организационно-педагогическое условие для обеспечения полноценного досуга учащихся во время летних каникул, для развития их творческого и интеллектуального потенциала, для раскрытия индивидуальных» способностей и дарований, для реализации социально-ориентированной активности с учетом собственных потребностей и интересов, склонностей и возможностей. Институализированные организации, с которыми мы устанавливаем договорные отношения, представлены ниже в виде взаимоперемежающихся кругов, каждый из которых, в сущности, представляет собой особого рода подпрограмму.

Детская библиотека им. Гайдара

ДК им. Станиславского

Планетарий СГГА

ДДТ им. В. Дубинина

Страна "Континенталия"

Туристическое агентство "Акрис"

Авиамодельный клуб "Взлет" 

Приложение

Из методической копилки лагеря с дневным пребыванием детей средней общеобразовательной школы № 27 г. Новосибирска

Входное и итоговое анкетирование

1. Анкета (на входе)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на следующие вопросы:

1.  Твои первые впечатления от лагеря?

2.  Чего ты ждешь от лагеря?

3.  Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

4.  В каких делах ты хочешь участвовать?

5.  Что тебе нравится делать?

6.  Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

7.  Кто твои друзья в лагере? __________________________________

8.  Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

•    Я пришел в лагерь, потому что______________________________

•    Я не хочу, чтобы___________________________________________

•    Я хочу, чтобы______________________________________________

•    Я боюсь, что_______________________________________________

Пожалуйста, напиши также:

Имя_________________ Фамилия__________________________

2. Анкета (последний день смены)

Вариант I

Вот и подходит к завершению наша лагерная смена. Кратко оцени, пожалуйста, ее итоги, расскажи о своих впечатлениях, переживаниях, ответив на следующие вопросы:

1.  Что ты ожидал(а) от лагеря?

2.  Что тебе понравилось в лагере?

3.  Что тебе не понравилось?

4.  Изменился(ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?

5.  Если изменился(лась), то, что с тобой произошло?

6.  Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего?

7.  Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? На всех?

8.  Было ли скучно в лагере?

9.  Было ли тебе страшно?

10.       Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

11.       Что из того, что ты получи(а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

12.       Что бы ты хотел(а) пожелать себе?

13.       Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?

14.       Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?

15.       Самое важное событие в лагере? Было ли оно?

Вариант II

Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы.

1.  Что было самым важным для тебя?

а)  В этом лагере_______________________________________________

б)  В твоей семье_______________________________________________

в)  В отношениях между людьми_________________________________

2.  Что ты запомнил больше всего? _______________________________

3.  Переживал ли ты здесь такие состояния?

Восторг/ Потрясение/ Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/Уверенность в себе/ «Меня не поняли»/«Я нужен!»/ Счастье/ (подчеркни).

4.  Что нового ты узнал про себя?

5.  Что изменилось в тебе?

6.         Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать «спасибо» (постарайся выбрать трех самых важных для тебя людей из лагеря)?

•    СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)________________________

•    СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)_________________________

•    СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)________________________

7.  Закончи предложения: Я рад, что________________________________

8.  Мне жаль, что________________________________________________

9.  Я надеюсь, что_______________________________________________

Твое имя, фамилия и автограф на память ___________________________

 Вариант III

В этом варианте на статистическом уровне обобщаются в масштабе всей смены данные по системе поощрения успехов детей, которые фиксировались в течение каждого прошедшего дня. Соответственно составляются графики, таблицы и  диаграммы.

 Вариант IV

Цветограмма. По результатам всех собранных информационно-диагностических данных в хронологическом порядке прослеживается психологическое состояние отдельных (наиболее типичных) групп учащихся.